Михаил Мень: "Смысл жизни в том, чтобы было не стыдно умереть"
Во Всероссийской библиотеке иностранной литературы им. М. Рудомино 22 января состоялась презентация музейной экспозиции «Александр Мень - свидетель Пути, Истины и Жизни», посвящённой протоиерею Александру Меню. На торжественном открытии присутствовали Ольга Юрьевна Голодец, заместитель Председателя Правительства Российской Федерации; Владимир Ростиславович Мединский, министр культуры Российской Федерации. Презентация была приурочена ко дню рождения отца Александра и прошла в тесном кругу его друзей и семьи: сына Михаила Меня и брата Павла Меня; митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия; председателя Международного благотворительного общества им. Александра Меня, главного редактора альманаха «Христианос» Наталии Большаковой-Минченко (Латвия); директора Аома русского зарубежья им. Александра Солженицына Виктора Александровича Москвина. Аля экспозиции создано специальное пространство, включающее выставочный и мемориально-музейный залы. Перед торжественным событием главный редактор журнала «Современная библиотека» встретилась с сыном отца Александра Михаилом Александровичем МЕНЕМ и попросила рассказать его о целях, задачах и планах «музея», об истории его создания.
- Михаил Александрович, расскажите, как возникла идея организации этой экспозиции? Какие задачи она будет выполнять? Будет ли это экспозиция наследия священнослужителя или религиозной книги, или истории проповедничества? Какие экспонаты планируется демонстрировать? Будет ли в ней мемориальная библиотека и в каком объёме будут представлены книги, написанные отцом Александром, и на каких языках? Ведь его книги издавалисьна 14 языках мира. Есть уникальные издания, например, «Сын человеческий», вышедший в свет предположительно в Праге в 2012 г. и проиллюстрированный циклом картин В.А. Поленова «Жизнь Христа» по альбому из библиотеки отца Александра.
- Вопросов много, давайте по порядку (улыбается). Первое, как родилась эта идея. Изначально мы сделали акцент на микрорайоне «Семхоз» г. Сергиева Посада. Раньше он был отдельным поселением, а сейчас является частью города. Там расположен храм, построенный с Божьей помощью совместными усилиями многих людей на месте гибели отца. В доме, где жил отец и прошло моё детство, мы оборудовали мемориальный кабинет. В «Семхозе» существует культурный центр как муниципальное учреждение культуры, который носит имя отца. Шли годы, и мы видели, интерес к личности отца не ослабевает, а, наоборот, усиливается: в это место стали приезжать совсем молодые люди, которые приходили к вере в Христа, прочитав книги отца, в первую очередь «Сын человеческий». И мы поняли, что нам нужно перейти на следующий этап популяризации церковно-богословского наследия отца. Как? Мы поставили перед собой две задачи. Мы - это наша семья, Гуманитарно-благотворительный фонд им. Александра Меня и духовные чада отца. Первой задачей для нас было сделать максимально доступными на самых популярных цифровых площадках произведения отца как в электронном виде, так и в аудиоформате. Первые пять аудиокниг уже сегодня можно найти в «ЛитРес». Вторая задача - при всём уважении к Сергиеву Посаду, нам хотелось, чтобы что-то подобное появилось в Москве. И обстоятельства сложились... не без Божьей помощи, я уверен. Потому что, как учил нас отец, ничего случайного в жизни не бывает.
- А расскажите, как сложились эти обстоятельства?
- Получилось так, что я совершенно по другим вопросам заехал к вице-премьеру Правительства РФ Ольге Голодец и в конце разговора поделился с ней своей идеей. Она сразу же её поддержала. Затем я встретился с министром культуры Владимиром Мединским и ему озвучил инициативу. Он тоже поддержал. Потом нашлись меценаты, которые помогли нам сделать ремонт на пятом этаже «Иностранки» под постоянную экспозицию.
- Открытие этой музейной экспозиции здесь, именно в этой библиотеке, - событие знаковое. Мы были очень дружны с ныне покойной Екатериной Юрьевной Гениевой, я выступала редактором ряда её статей и книг. Она называла отиа Александра своим духовным батюшкой и сыграла большую роль в возрождении интереса к религиозной теме. В 1990 г. во ВГБИЛ был создан отдел религиозной литературы; в стенах библиотеки выступал отеи Александр, впоследствии регулярно проводились конферениии в его память. В 2011 г. на базе ВГБИЛ был открыт Институт Библии. По приглашению Е.Ю. Гениевой на мероприятиях в библиотеке выступали известные религиозные деятели из России и из-за рубежа.
- Конечно! Но, к сожалению, это не все понимали. Многим подобная деятельность кажется непрофильной. Но если то, что вы озвучили, знать; видеть, что рядом с большим конференц-залом размешена мемориальная доска, гласяшая о том, что отец начинал здесь свои публичные выступления, тогда всё становится на свои места.
- Но мемориальный кабинет в «Семхозе» останется?
- Безусловно. Настоятель Сергиевского храма протоиерей Виктор Григоренко - племянник отца, мой двоюродный брат, собрал много экспонатов и открыл на территории храма небольшую экспозицию. Мы стараемся организовать так, чтобы мемориальный кабинет люди тоже могли посешать, но, к сожалению, это возможно не в любое время. Понимаете, в этом доме живёт моя мама, она уже немолода, ей тяжело, когда посетители приходят в кабинет в течение всего дня. Почему мы так хотели открыть эту экспозицию во ВГБИЛ? Потому что хотим, чтобы музей не был статичным. Отец никогда бы не одобрил никакую «мёртвую» экспозицию (вообше музейную экспозицию, даже не касаясь его имени), которая не давала бы людям возможность учиться, обшаться, сомневаться, думать. Мемориальная экспозиция - это не только место для демонстрации фотографий, личных вешей, связанных с жизнью и творчеством. Важно, чтобы в любых мемориальных вешах люди увствовали жизнь. Хочется, чтобы в этом помешении, отведённом для экспозиции, проходили публичные дискуссии, обучаюшие лекции, круглые столы на разные темы.
- Михаил Александрович, книги отца Александра изданы на 14 языках, по крайней мере «Сын человеческий». Какие из них будут доступны здесь?
- Мы стараемся собрать книги на всех языках.
- Мы находимся с вами в той части зкспозииии, где воспроизведён кабинет отиа Александра. Все эти экспонаты действительно ему принадлежали?
- Да. Это личные веши отца, которые наша семья передала в дар музею.
- И проигрыватель реально тот, который слушал отеи Александр?
- Конечно. Здесь не все пластинки, которые были у нас дома. Мы ешё пополним коллекцию. Но всё подлинное - то, где сидел и работал отец, его одежда, личные веши - всё!
- Существует и работает Гуманитарно-благотворительный фонд им. Александра Меня. Есть Международная премия им. протоиерея Александра Меня. Как эта новая структура при «Иностранке» будет способствовать их развитию? Какими вы видите возможности сотрудничества с библиотекой?
- Если говорить о фонде, то одна из основных его миссий - популяризация наследия отца Александра. В частности, его специалисты готовят рукописи отца к последуюшему изданию. Фонд много лет поддерживал Сергиевский храм, построенный на месте трагической гибели отца. Сейчас фонд активно участвует в раздичных гуманитарных инициативах.
- Рукописи отца Александра?
- Да, рукописи отца Александра. У него много неопубликованного. Сейчас их готовят к печати специалисты. Если вернуться к разговору о Международной премии, то это серьёзная тема. Инициатором премии была Екатерина Юрьевна Гениева, большой друг нашей семьи. И она была её драйвером. Сегодня нам предстоит переосмыслить прошлое, найти маяки сегодняшнего дня, надеемся, что, когда у «Иностранки» появится новый директор, мы сможем сделать это вместе.
- Вы родились в тот момент, когда отца рукоположили в сан священника, т.е. вы росли в советское время в семье священника. Это было очень непростое дело. Были ли у вас из-за этого сложности в жизни: при учёбе, поступлении в институт, в общении со сверстниками? Если были, как вас наставлял отец? Что он вам говорил в этой ситуации?
- Это тема большо беседы. Но постараюсь кратко изложить. Конечно, в тот период правления страной богоборческой власти, расти в семье священника было непросто. Всегда и во всём чувствовалось, что к нам несколько иное отношение, чем к остальным. Я вам расскажу забавную историю из своей жизни. Это были 1970-е гг. Я увидел по телевизору, что объявляют конкурс, кастинг, как бы сейчас сказали, среди ребят для съёмок в фильме «Денискины рассказы». Я очень любил Драгунского... И я заявил родителям... (мне было 10 лет), что хочу участвовать и поеду. Они долго смеялись надо мной. Но я был настолько настойчив в своём решении, что они, как мне потом мама рассказывала, подумали: раз уж у сына есть такая целеустремлённость, тогда пусть участвует в конкурсе, отвезём его туда. Пусть посмотрит Останкинскую башню и т.д. И. вдруг я выигрываю этот конкурс. Среди 2000 человек. Видно, по типажу подошёл. Но и мама, и папа мне сказали, чтобы я заранее не радовался, скорее всего, меня не утвердят на роль. Я никак не мог понять, почему, ведь я же выиграл? Потом состоялся серьёзный разговор с режиссёром, который узнал, что я - сын священника. Режиссёр, Владимир Храмов, был замечательным человеком и профессионалом. Он схватился за голову и сказал: «Только я подобрал себе нужную натуру. Но я попробую пойти в первый отдел и договориться». И была целая войсковая операция. Там решалось, можно ли мне сниматься в кино или нет, не мог ли десятилетний мальчик навредить коммунистической морали и обратить в православную веру членов съёмочной группы.
- И чем разрешилась эта ситуация?
- Владимир Храмов «пробил» своё решение, и мне разрешили сниматься. И таких непростых ситуаций было много. Например, когда я пошёл в армию, то медкомиссия определила меня в морскую пехоту Тихоокеанского флота. Я был очень горд этим. И вдруг, когда меня привезли во Владивосток, выяснилось, что ни в какую морскую пехоту мне нельзя, а направлен я в так называемый Дальвоенморстрой. Это тот же самый стройбат, но только при Тихоокеанском флоте. При всей красивой форме, тельняшке и погонах это был обычный стройбат, где большинство ребят были после отбывания сроков в местах лишения свободы.
- Это из-за того, что вы - сын священника?
- Конечно, и я никак не мог понять, почему я, спортивный, закончивший два курса института молодой человек, оказался в таких войсках, где более половины были судимыми. Вот такая история.
- Что отец вам говорил в таких случаях, чем поддерживал, ободрял, мотивировал?
- Знаете, самое главное - он никогда не лгал мне. Не лгал, когда дело касалось возможных реакций по отношению ко мне как сыну священника. Он понимал, что я мог по глупости сказать, например, учительнице: «Вы знаете, мне папа дома говорит, что не всё так просто с вашей советской властью». Поэтому говорил мне честно: что принято официально, а что он думает сам по тому или иному вопросу. Объяснял спокойно и честно. Отец брал на себя риск говорить мне правду. И это дорогого стоит. Тем самым он воспитал меня. И я его не подвёл, никогда лишнего не болтал.
- А вы были ершистым подростком? В любой семье, когда ребёнок достигает подросткового возраста, возникают проблемы. Дети считают, что родители ничего не понимают, что они безудержно отстали. Поколенческие проблемы были в вашей семье?
- Не могу сказать, что я был каким-то очень ершистым, но проблемы подросткового возраста, конечно, были. Например, помню периоды, когда я считал, что мне ничего не интересно, кроме. игры в футбол и велосипеда. Потом были другие увлечения, когда мне казалось, что я буду великим музыкантом, и мне стало всё не интересно, кроме музыки. Как у любого подростка такие периоды случались. Но родители, надо отдать им должное, с пониманием, очень деликатно и мудро подходили к моим таким. подростковым... как бы это сказать помягче?
- Закидонам.
- Подростковым выходкам. Но любое творческое проявление отец всегда поддерживал. И у меня, и у моей старшей сестры.
- Вашего отца обвиняли во всяких разных вещах: в популизме, экуменизме, и бог знает в чём. И тем не менее его проповеди в 1990-е гг. собирали полные залы, причём без всякой рекламы. Вы помните, как он относился к критике в свой адрес? Ведь она раздавалась не только от мирян, но и от священнослужителей?
- Отец говорил так: «Первопроходцам всегда тяжело». В те времена да с публичной проповедью, да ещё и на телевидении. разве это могло остаться без критики? Мы сегодня на открытии будем с вами смотреть кусочек ТВ-передачи, где отец Александр рассуждает о вечных истинах. В то время его первое выступление на телевидении вызвало шквал критики со всех сторон: как это поп полез на телевидение? Он слышал все эти недобрые крики, но говорил мне так: «Поверь, пройдёт какое-то время (это уже было начало перестройки), и ты увидишь огромное количество священнослужителей на экранах. Но вопрос тут в другом: “Будет ли им что сказать людям?”». А ведь это и по сей день актуальный вопрос.
- Я не могу сказать, что прочитала все книги отиа Александра. Но многие читала, а также смотрела ТВ-сюжеты и видеовыступления, что доступны на YouTube. И каждый раз восхищаюсь, как он умел очень просто говорить о сложных вещах, порой богословски сложных, вызывающих спор. Он и в обычной жизни был таким мудрым?
- Это очень хороший вопрос. Перед ним тогда стояла такая задача. Он ведь был пастором для заблудшей советской интеллигенции, лишённой, собственно говоря, духовного стержня. Это были очень умные люди разных профессий: творческая и техническая интеллигенция. С хорошим образованием и кругозором, но далёкие от ответов на вечные вопросы. Отец понимал, что с ними нужно разговаривать, как с младенцами, в смысле их христианского мировоззрения. Он говорил с ними о духовных ценностях. Но поверьте, что в кругу учёных-богословов отец общался совершенно иначе. Но всегда очень чутко и точно чувствовал аудиторию и блестяще работал с ней.
- Каждый нормальный человек задаёт себе вопрос: «Зачем я родился в этой жизни? Что я должен сделать?» Вы такой вопрос себе наверняка тоже задавали. А отиу задавали? Что он вам отвечал на эти искания своего «я»?
- Хорошо помню, как отец ответил на вопрос «В чём смысл жизни?». Он сказал: «Чтобы не стыдно было умереть». Я думаю, что эта фраза отвечает на многие вопросы.
- Михаил Александрович, скажите, а отеи, будучи священнослужителем, пытался вас направить на этот путь? Ведь вы могли к нему обратиться и просто как к отиу, и как к духовному отцу?
- Знаете, я был, конечно, воцерквлённый, но у отца никогда не исповедовался и не причащался, потому что это не положено по канону. Конечно, ему было приятно, когда я приезжал в церковь уже в более старшем возрасте, но отец никогда не подталкивал меня к определённому решению по моему будущему. Никогда. Он понимал, что это должно быть призванием души, а не в силу семейных традиций. Для него важно было, каким человеком я вырасту: с Богом в душе или нет. И я ему очень благодарен за всё, что имею в своей жизни.
- Вашей семье, не только отиу Александру, пришлось выдержать шквал разного рода критики. Как отеи Александр вёл себя в этих ситуа- ииях, как реагировал и справлялся с негативом?
- Отец старался семью беспокоить по минимуму. И когда получал сообщения с угрозами, он оберегал семью. Как и в начале 1980-х гг., когда его вызывали на допросы в КГБ, отец старался максимально огородить семью от этого. В первую очередь маму. И это очень важная черта, характеризующая его как личность. Да, он жил, чтобы выполнить свою миссию - нести веру в Христа в стране, в которой правила богоборческая власть. Но всё равно никогда даже не думал и не помышлял, чтобы в силу всех этих угроз отступить от своей миссии и своей веры. Никогда. Так и получилось в итоге.
- Михаил Александрович, благодарю вас за уделённое время и интересный разговор. Уверена, что в мемориальном кластере «Иностранки» люди найдут ответ, какова иель их жизни, потому что книги, представленные здесь, и многие другие экспонаты помогают взглянуть внутрь себя. А это ведь так важно в суете дней!
Беселу вела Любовь Казаченкова