Михаил Мень выступил в рамках совместного заседания комитетов по контролю и регламенту, по экологии и охране окружающей среды, по жилищной политике и ЖКХ Госдумы ФС РФ
Выступление аудитора Счетной палаты РФ Михаила Меня в рамках совместного заседания комитетов по контролю и регламенту, по экологии и охране окружающей среды, по жилищной политике и ЖКХ Госдумы ФС РФ по вопросам реализации перспективных направлений госполитики в области экологического развития и обеспечения экологически безопасного обращения с отходами
В сентябре коллегией Счетной палаты были рассмотреныпромежуточные результаты экспертно-аналитического мероприятия «Мониторинг национального проекта «Экология». Я остановлюсь на результатах первого этапа, проведенного в его рамках мониторинга федерального проекта «Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами», который был выбран нами в качестве пилотного.
Вы хорошо знаете ситуацию в сфере обращения с коммунальными отходами – 97% из ежегодно образующихся 70 миллионов тонн размещаются на полигонах, зачастую расположенных в черте городов и населенных пунктов.
Сокращение площадей полигонов и недопущение образования несанкционированных свалок невозможно без создания комплексной системы обращения с отходами. Это и есть цель федерального проекта.
От того, насколько будет эффективной его реализация, зависит успех реализации нацпроекта в целом, а главное – целей по повышению качества жизни россиян: ожидаемой продолжительности жизни и связанного с этим устойчивого естественного роста численности населения.
Одной из основных проблем является исчерпание мощностей полигонов в ряде регионов.
Например, в Ленинградской области проектная мощность полигонов использована на 95%. Аналогичная ситуация в Алтайском крае. В Республике Ингушетия – использовано 96% проектной мощности, Башкортостане – 92%, Калмыкии – 88%.
Это усугубляет риск образования несанкционированных свалок.
Кроме того, проект не учитывает основных приоритетов государственной политики в сфере обращения с отходами, закрепленных в законе, например, по сокращению объема отходов (уменьшение количества излишней упаковки и переход к рациональному использованию оборотной тары).
Очевидно, что успех реформы в сфере обращения с ТКО зависит от деятельности всех ее участников, в первую очередь, деятельности властей регионов и региональных операторов, а также от достаточности мощностей не только обработки и утилизации, но и размещения ТКО на период создания соответствующей инфраструктуры. Решающее значение имеет и поддержка проводимых мероприятий населением.
В этой связи нами предложена модель альтернативного мониторинга, цель которого – формирование объективной картины обращения с ТКО для предупреждения возможных критических ситуаций.
Оценка ситуации будет проведена в сфере в целом, включая анализ региональных программ, территориальных схем по обращению с отходами, обоснованности тарифов на услугу регионального оператора, остаточной емкости полигонов ТКО, соблюдения правил проведения общественных слушаний и экологической экспертизы при создании инфраструктуры обращения с отходами, а также наблюдение за отклонениями фактических значений от плановых целого ряда показателей, характеризующих деятельность регионального оператора:
- объем ТКО, собранных региональным оператором;
- объем ТКО, направленных региональным оператором на обработку;
- объем ТКО, обработанных региональным оператором;
- объем ТКО, направленных региональным оператором на утилизацию;
- объем ТКО, утилизированных региональным оператором;
- объем отходов, направленных региональным оператором на размещение.
Например, в случае если рост объемов ТКО, направляемых на размещение ведет к исчерпанию мощности полигонов, оцениваются меры, принимаемые властями с целью недопущения переполнения полигонов.
Одновременно сопоставляется объем ТКО, направленных на размещение с загруженностью, имеющихся мощностей по обработке и утилизации.
Очевидно, что при недозагрузке указанных мощностей на фоне роста объема ТКО, размещаемых на полигонах, следует обратить внимание на эффективность деятельности регионального оператора.
Важным оценочным показателем ситуации в сфере обращения с отходами является мнение населения, получаемое в рамках проводимого Счетной палатой опроса, результаты которого послужат нам основой для выбора регионов при проведении контрольных мероприятий.
Результаты предварительного этапа мониторинга показали наличие существенных рисков.
В части региональных программ – отсутствие мероприятий по выявлению несанкционированных свалок, повышению доли утилизации, стимулированию создания соответствующей инфраструктуры, некорректность значения целевых показателей и ожидаемых результатов.
В части территориальных схем – отсутствие данных об источниках и объемах образования отходов, местах нахождения объектов инфраструктуры, балансе количественных и качественных характеристик образования, обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов, объемах капитальных вложений, местах накопления отходов, значениях показателей обезвреживания, утилизации, размещения отходов. Это делает туманными правила игры и создает риски некачественного отбора регионального оператора, без которого реформа невозможна.
К сожалению, недостаточно высок и уровень экологического воспитания и просвещения. Сегодня, к раздельному сбору отходов население не мотивировано: плата за услугу регионального оператора не учитывает объема образованных отходов.
На этом фоне существует проблема собираемости платежей населения, в том числе по причине неудовлетворенности предоставляемой услугой.
12 регионов пока не охвачены реформой обращения с отходами. 7 регионов перешли на новую систему частично.
Так, например, в Забайкальском крае территориальная схема обращения с отходами отменена, единый тариф регионального оператора не установлен, поэтому срок перехода на новую систему обращения с отходами в Забайкальском крае перенесен на 2020 год.
Емкости имеющихся полигонов в 10 субъектах Российской Федерации будут исчерпаны с 2020 по 2024 годы. В Московской и Калужской областях, Камчатском крае, Республике Северная Осетия-Алания размещать отходы практически негде.
Во многих регионах места размещения отходов не отвечают требованиям природоохранного законодательства и отравляют воздух, воду, почву.
Например, в Хабаровском крае 88% муниципальных образований не имеют полигонов и там существует потребность в строительстве 24 полигонов. В Иркутской области нет полигонов в 64% муниципальных образований, требуется строительство 39 полигонов. В Республике Коми полигонов нет в 52% муниципалитетов, а в Свердловской области в 30%.
В Воронежской области основная проблема – нехватка лицензированных полигонов. На 34 муниципалитета их всего 17, причем четыре в ближайшее время будут закрыты. А вот нелегальных крупных свалок – порядка трех сотен.
Хочу отметить, что на начальном этапе мы ознакомились с ходом реализации реформы в Московской и Тверской областях. Положительные моменты есть. Например, созданный в Московской области центр управления регионом осуществляет учет вывезенных и размещенных на полигонах объемов отходов, прием и обработку жалоб населения.
В октябре этого года Счетной палатой начато проведение экспертно-аналитического мероприятия «Анализ выполнения мероприятий, обеспечивающих экологическую безопасность Российской Федерации в части ликвидации объектов накопленного вреда и формирования комплексной системы обращения с твердыми коммунальными отходами». В его рамках проводится анализ ситуации, сложившейся в настоящее время в сфере обращения с отходами во всех регионах, в том числе обоснованности тарифов на услуги регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Кроме того, будут подведены итоги реализации приоритетного проекта «Чистая страна», который с 2019 года трансформировался в федеральный проект и реализуется в рамках национального проекта «Экология». Мы планируем оценить обоснованность выделения и результативность использования субсидий, выделенных на реализацию мероприятий по ликвидации объектов накопленного вреда.
Результаты данного экспертно-аналитического мероприятия в установленном порядке будут представлены в палаты Федерального Собрания в апреле следующего года.