Аудитор Михаил Мень выступил на заседании Комитета по экологии и охране окружающей среды Госдумы

10 Октября 2019 года, 15:19
Аудитор Михаил Мень выступил на…

Аудитор Счетной палаты Михаил Мень 10 октября выступил на заседании Комитета по экологии и охране окружающей среды Госдумы РФ. Он представил позицию ведомства по вопросу проекта федерального бюджета на предстоящий трехлетний период в части экологии.

Уточним, основные инструменты реализации государственной политики в сфере экологии, охраны окружающей среды и развития лесного хозяйства – три госпрограммы: «Охрана окружающей среды», «Воспроизводство и использование природных ресурсов», «Развитие лесного хозяйства».

Особенностью госпрограммы «Охрана окружающей среды» является реализация с 2019 года в ее рамках шести федеральных проектов нацпроекта «Экология»: «Чистая страна», «Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами», «Чистый воздух», «Оздоровление Волги», «Сохранение озера Байкал», «Сохранение биологического разнообразия и развитие экологического туризма».

Объем финансирования госпрограммы на 2020 год увеличен практически на 40% и составляет 79,6 миллиардов рублей (на 2021 год – 93,6 млрд. руб., на 2022 год – 103,4 млрд. руб.). Наибольшее увеличение объема бюджетных ассигнований приходится на реализацию мероприятий по созданию инфраструктуры обращения с твердыми коммунальными отходами. Объем средств на эти цели составил 10,2 миллиарда рублей и превысил уровень предусмотренный бюджетом 2019 года более чем в 2,5 раза.

Из этих средств 2,8 миллиарда предполагается направить на создание инфраструктуры объектов обработки и утилизации ТКО, а 7,1 – в виде уставного капитала публично-правовой компании «Российский экологический оператор» (в том числе на привлечение инвестиций в создание отрасли по обращению с ТКО).

Однако, по словам аудитора, проверка исполнения расходов бюджета в 2018 году показала, что средства, выделенные на создание такой инфраструктуры в полном объеме освоены не были. «Четыре из 18 регионов 131 миллион рублей возвратили в бюджет. Риски своевременной реализации этих мероприятий отмечаем и в этом году», – добавил Михаил Мень. 

Минприроды не заключило соглашения с 26-ю регионами на предоставление им субсидий на эти цели. В результате 3,3 млрд. рублей направлены в Резервный фонд.

Увеличены расходы и на реализацию федерального проекта «Чистая страна», в рамках которого должны быть ликвидированы, в том числе свалки в городах. При этом, в 2018 году объем неисполненных средств составил 103 миллиона рублей. По состоянию на 1 сентября 2019 года уровень исполнения по этим проектам составляет 58,5 % и 24% соответственно.

Сохранение существующей тенденции не позволит обеспечить достижение целей, как федерального проекта, госпрограммы, так и нацпроекта.

Аудитор сообщил депутатам: «Сейчас мы начинаем экспертно-аналитическое мероприятие, в рамках которого проанализируем региональные программы, прежде всего, на предмет соответствия предусмотренных в них мероприятий приоритетам государственной политики, оценим деятельность властей по актуализации территориальных схем, установлению тарифов и в целом ситуацию, сложившуюся в регионах в сфере обращения с ТКО».

Также он сообщил, что запланировано контрольное мероприятие, в рамках которого будет оцениваться обоснованность и результативность использования, в том числе средств федерального бюджета на реализацию мероприятий в сфере обращения с отходами, включая ликвидацию объектов накопленного вреда.

Проектом бюджета на 12% увеличен и объем бюджетных ассигнований на реализацию мероприятий по сохранению озера Байкал, который составил на 2020 год 4,5 млрд. рублей. Из них порядка 2,4 млрд. рублей предполагается направить на ликвидацию объектов накопленного вреда на байкальской природной территории, в том числе ликвидацию отходов БЦБК. Это одна из самых острых проблем Байкальского региона. Однако распределение этих средств между регионами законопроектом не предусмотрено.

Практически 94% (1,7 млрд. рублей) предусмотренных бюджетных ассигнований на реализацию федерального проекта по оздоровлению Волги (1,8 млрд. рублей) предполагается направить бюджетам субъектов на новое мероприятие по подъему судов со дна. При этом правила распределения предусмотренных средств пока не утверждены.

Михаил Мень отметил, существенное увеличение расходов и на реализацию подпрограммы «Организация и обеспечение работ и научных исследований в Арктике и Антарктике». На продолжение строительства ледостойкой платформы «Северный полюс» в 2020 году, Росгидромету предусмотрено 2,3 млрд. рублей (в 2019 году – порядка 4 млрд. рублей, общая стоимость более 6 млрд. рублей). В настоящее время освоено 1,6 млрд. рублей. «Вместе с тем, учитывая системную проблему Росгидромета, связанную с несоблюдением сроков строительства объектов, строительству этой платформы будем уделять повышенное внимание», – пояснил аудитор.

Количество показателей госпрограммы не изменилось, но замечания к ним сохранились.

По-прежнему, более 20 из 62 показателей статичны и не характеризуют прогресса реализации программы.

А значения отдельных, по оценкам Счетной палаты, недостаточно достоверны. Это, в первую очередь, касается показателей, характеризующих долю обработанных и утилизированных ТКО в общем объеме образованных. Общий объем отходов рассчитан в отсутствие достоверной информации об объемах их образования. Такими показателями оценить достижение цели госпрограммы затруднительно.

В части подпрограммы «Использование водных ресурсов» госпрограммы «Воспроизводство и использование природных ресурсов» отмечено следующее: объем бюджетных ассигнований в 2020 году на реализацию мероприятий этой подпрограммы предусмотрен в размере 12,6 миллиардов рублей, что на 12,5 % больше, чем в текущем году. По ФЦП «Развитие ВХК» – в размере 10,6 миллиардов рублей, что практически аналогично расходам текущего года (10,9 млрд. руб.).

Росводресурсами в ФАИП на 2020-2022 годы включены 6 объектов капстроительства на общую сумму 2,3 млрд. рублей в отсутствие утвержденной проектно-сметной документации, что может повлечь неосвоение капвложений.

По двум из них, предусматривающим строительство водохранилищ (г. Южно-Сухокумск и Левашинский район) на территории Республики Дагестан отсутствуют правоустанавливающие документы на земельные участки под строительство.

Объем финансового обеспечения госпрограммы «Развитие лесного хозяйства» на 2020-й год увеличен по сравнению с утвержденным паспортом на 1,4 миллиарда рублей и составляет 41,5 миллиард рублей. Около 75% средств (более 30 млрд. руб.) планируется направить регионам в виде субвенций на исполнение ими переданных полномочий.

Однако механизм определения объемов субвенций остается непрозрачным. Так, результаты проверок показали, что территориальные коэффициенты, предусмотренные в новом приказе Рослесхоза от 19 июня 2019 г. №762, утверждающем нормативы затрат на мероприятия по охране, защите и воспроизводству лесов, не обоснованы. Документами, определяющими порядок выделения субвенций, они не предусмотрены. Методика их применения отсутствует.

Михаил Мень обратил внимание коллег на негативный фактор, влияющий на качество исполнения переданных полномочий. Речь идёт об отсутствии или значительном износе лесопожарной и лесохозяйственной техники в регионах. «В целях решения этой проблемы в рамках реализации федерального проекта «Сохранение лесов» предусмотрено предоставление средств на указанные цели в сумме 3,9 миллиардов рублей на 2020 год, 3,3 – на 2021, 2,5 миллиарда – на 2022 год», – рассказал аудитор.