Аудитор Счетной палаты РФ Михаил Мень выступил на онлайн-заседании Коллегии Минсельхоза России

02 Сентября 2020 года, 15:10
Аудитор Счетной палаты РФ Михаил…

Аудитор Счетной палаты РФ Михаил Мень 2 сентября выступил на заседании Коллегии Минсельхоза России по вопросу «Итоги деятельности Министерства сельского хозяйства Российской Федерации в 2019 году и стратегические задачи на 2020 год»

 

Текст выступления:

Счетная палата в соответствии с возложенными задачами осуществляет контроль использования средств федерального бюджета, в том числе и выделяемых государством на поддержку сельского хозяйства. Такую работу мы проводим ежегодно. Поэтому позвольте несколько слов сказать об эффективности использования министерством средств федерального бюджета в 2019 году.

Объем финансирования основных мероприятий Госпрограммы развития сельского хозяйства в 2019 году составил более 311 миллиардов рублей. Исполнение бюджета по расходам по итогам 2019 года составило 98,7%.

В качестве позитивной динамики хочу отметить сокращение объема неисполненных бюджетных назначений на 17,4% по сравнению с 2018 годом.

Отдельно остановлюсь на качестве реализации Министерством указанной Госпрограммы.

В части оценки достижения значений целевых показателей отмечу, что по сравнению с 2018 годом результаты значительно лучше. Из 147 показателей, запланированных на 2019 год, выполнено 119 показателей, или 81% (в 2018 году выполнено 73% показателей).

При этом оценка Минэкономразвития чуть менее оптимистичная. Не касаясь качества анализа, отмечу, что в соответствии сосводным годовым докладом о ходе реализации и оценке эффективности государственных программ Российской Федерации за 2019 год, подготовленным Минэкономразвития, степень эффективности реализации программы составляет 77,4% (по итогам 2018 года – 94,7%).

Наиболее низкая оценка пришлась на достижение целей – 76% (по итогам 2018 года – 97%) и эффективность деятельности ответственного исполнителя – 50% (по итогам 2018 года – 100%).

По итогам наших мероприятий необходимо отметить недостаточный уровень качества управления Госпрограммой в 2019 году, которая реализуется в пилотном формате.

Так, Министерством не были выполнены требования постановления Правительства от 12 октября 2017 г. №1242 «О разработке, реализации и об оценке эффективности отдельных государственных программ Российской Федерации»: не утверждены порядок управления реализацией пилотной госпрограммы; план мониторинга ее реализации и модель ранжирования с учетом внесения в нее изменений; а также не осуществлена оценка эффективности госпрограммы.

Сумма выявленных финансовых нарушений при предоставлении межбюджетных трансфертов по причине недостаточной эффективности сквозного контроля со стороны Министерства за соблюдением регионами условий их предоставления составила 216,4 миллиона рублей.

Основные нарушения связаны с недостоверностью предоставленных регионами сведений о достигнутых показателях результативности использования федеральных средств.

В целях обеспечения устойчивости субъектов Российской Федерации в условиях ухудшения социально-экономической ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции Правительством приняты решения о приостановлении применения штрафных санкций к регионам до 1 января 2022 года.

Однако Министерству необходимо обеспечить неукоснительное соблюдение субъектами Российской Федерации финансовой дисциплины и качества ведомственной отчетности. В настоящее время, к сожалению, это является системной проблемой (затрагивает подавляющее число регионов).

Приоритетом в деятельности Министерства является реализации мероприятий двух федеральных проектов: «Экспорт продукции АПК» и «Создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации».

Отмечу, что, несмотря на достижение показателя по экспорту продукции АПК по итогам 2019-го года, его выполнение обусловлено в первую очередь экспортом продукции низких переделов.

Так, существенный объем экспорта в стоимостном выражении приходится на зерновые культуры, доля которых в общем объеме экспорта продукции АПКв 2019 году составила 31,2%.

А в натуральном выражении, из 38,5 миллионов тонн направленной на экспорт сельхозпродукции на долю пшеницы пришлось 82,3%.

Аналогичная ситуация сложилась и с экспортом рыбной продукции.

По итогам 2019 года, по данным Министерства, на экспорт было направлено чуть более 131 тысячи тонн рыбной продукции верхних переделов, что составило лишь 6,3% в общем объеме экспорта рыбы и рыбной продукции.

В результате структура аграрного экспорта пока сохраняет преимущественно сырьевой характер, не обеспечивая необходимую поддержку целевого тренда федерального проекта на увеличение доли продукции АПК с высокой степенью переработки.

Отмечу, что одной из задач Счетной палаты является не только выявление нарушений, но и выработка рекомендаций по повышению эффективности расходования средств.

В этой связи, хочу отметить конструктивную совместную с Министерством работу по обеспечению возврата неиспользованных и годами находящихся на банковских счетах сельхоз товаропроизводителей средств.

По нашему Представлению министерством проведена большая работа по инвентаризации неиспользованных остатков средств федерального бюджета, направленных на грантовую поддержку начинающих фермеров, семейных животноводческих ферм и сельскохозяйственных потребительских кооперативов, в целях их возврата в доход федерального бюджета.

Благодаря этой работе по состоянию на 1 августа 2020 года порядка сорока регионов вернули более 160 миллионов рублей.

Несколько слов о текущей ситуации.

На 27 августа 2020 года сложилось невысокое кассовое исполнение расходов по федеральным проектам «Экспорт продукции АПК» – 51,1% и «Создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации» – 50,3%.

В складывающейся ситуации обращает на себя внимание формирование повышенных рисков недофинансирования запланированных мероприятий, и как следствие, не достижения показателей федеральных проектов.

В этом направлении, на наш взгляд, необходимо усилить работу, как на федеральном, так и на региональном уровнях.