Доклад министра М.А.Меня по стратегии жилищной политики на заседании Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам

20 Декабря 2017 года, 18:02
Доклад министра М.А.Меня по стратегии…

Уважаемый Владимир Владимирович!

Уважаемые коллеги!

 

Позвольте сначала ответить на поставленный вопрос о формировании стоимости содержания жилья.

В настоящее время данный вопрос на федеральном уровне в отличие от коммунальных платежей, действительно, не регулируется. Ставка платы за выполнение минимального перечня работ по содержанию и обслуживанию многоквартирного дома определяется местными властями или гражданами на общем собрании собственников жилья.

Для наведения порядка мы с коллегами из ФАС предлагаем подход, аналогичный регулированию платы за коммунальные услуги, а именно:

- введение методики установления органами местного самоуправления стоимости минимального перечня услуг по содержанию дома, которые должны стать ценовым ориентиром для управляющих компаний и собственников жилья;

- повышение ответственности за необоснованный рост тарифов.

Кроме того, рассматривается вопрос установления индекса роста платы за жилищные услуги.

В I квартале следующего года мы выйдем с такой законодательной инициативой.

Если разрешите, перейду к докладу.

Основные показатели были Вами, Владимир Владимирович, названы. С 2014 года ввод жилья составляет около 80 млн. кв. метров в год. С 2005 года в 1,5 раза сократилась потребность населения в улучшении жилищных условий - с 61% до 45% семей, но она все еще остается высокой.

Ключевую роль в достижении таких показателей сыграло создание системы ипотечного кредитования. Объемы выдачи ипотеки увеличились с поправкой на инфляцию в 33 раза - с 18 млрд. 500 млн. в 2004 до прогнозируемых 2 трлн. рублей в 2017 году. Мало какая отрасль может продемонстрировать такую впечатляющую динамику.

Хочу обратить Ваше внимание на то, что качество ипотечного портфеля находится на достаточно высоком уровне. Доля ипотечных кредитов, платежи по которым просрочены на 90 дней и более, не превышает 2,35% - это показатель на уровне стран, где ипотека имеет многолетнюю историю. Для сравнения: для потребительских кредитов этот показатель составляет 12,4%.

Столь высокое качество ипотечного портфеля говорит о том, что рост рынка ипотеки происходит сбалансировано, нет предпосылок для ипотечного кризиса, какой мы наблюдали в США в 2007-2010 годах. Правительство продолжает контролировать развитие этого рынка.

Вами ставилась задача к 2018 году обеспечить выдачу 815 тысяч ипотечных кредитов в год. Этот показатель выполнен досрочно. В 2016 году выдано 856 тысяч кредитов, а в 2017 году мы планируем превысить планку миллион кредитов.

В сложный период 2015-2016 годов, когда процентные ставки по ипотечным кредитам превысили 15% годовых,строительную отрасль поддержала разработанная по Вашему поручению программа субсидирования процентной ставки по кредитам на приобретение жилья в новостройках до уровня 12% годовых.

За время действия программы на выплату субсидий направлено менее 15 млрд. рублей. При этом общий объем привлеченных в жилищное строительство средств составил около полутора триллиона рублей. Вот такой мультипликативный эффект мы получили. Всего в рамках программы профинансировано строительство 25 млн. 700 тысяч кв. метров нового жилья. Эта программа стала одной из самых эффективных антикризисных мер.

Сегодня ставки по ипотеке на первичном рынке снизились до рекордно низкого уровня 9,8%. Это, конечно, недостаточное снижение. Мы это понимаем. Макроэкономическая ситуация пока не позволила достичь ориентира, определенного 600-м Указом – на 2,2% выше уровня инфляции. Сегодня это около 6,2%. (при ключевой ставке Центробанка 7,75%).

Вместе с тем, уже сейчас в регионах реализуются ипотечные программы для отдельных социальных групп с пониженной ставкой, субсидируемой из региональных бюджетов. Это типовое решение, с помощью которого каждый субъект Российской Федерации может предоставлять субсидируемую ипотеку на базе стандартов АИЖК тем категориям граждан, которые наиболее нуждаются в этом, с учетом местной специфики. К примеру, это молодые семьи и работники бюджетной сферы.

В развитие Вашего поручения о льготной ставке по ипотечным кредитам для семей, в которых родился второй и третий ребенок, хочу добавить, что Правительство предусмотрело не только субсидирование ставки по вновь выдаваемым ипотечным кредитам, но также и возможность рефинансировать полученные кредиты со снижением ставки до 6% годовых. Это позволит семье с детьми экономить около 100 тысяч рублей в год на ипотеке, а в целом расходы на покупку квартиры уменьшить на сумму до 800 тысяч рублей – это больше размера материнского капитала.

Помимо ипотеки на объемы ввода жилья влияют и другие факторы.

В 2014 году сформирован исчерпывающий перечень процедур в жилищном строительстве. Начали мы с 200 процедур, в ближайшее время их количество сократится (проект ПП внесен Минстроем в Правительство 8 декабря 2017г.).

Помимо количества процедур мы работаем и над сокращением сроков оказания услуг. Осуществляется переход к предоставлению услуг в сфере строительства в электронном виде.

Таким образом, работа по снижению административных барьеров продолжается. При этом необходимо отметить, что Правительство России совместно с Генеральной прокуратурой осуществляет контроль за соблюдением установленного порядка в субъектах Российской Федерации и, в первую очередь, в муниципальных образованиях.

Повышению инвестиционной привлекательности земельных участков, безусловно, способствуют правила землепользования и застройки (ПЗЗ), которые утверждены в 95% муниципальных образований. По данным Минэкономразвития, к компетенции которого отнесено территориальное планирование, генеральные планы также утверждены в 91% муниципальных образований. В следующем году эта работа будет завершена.

По заказу Минстроя разработано и на безвозмездной основе передается и уже используется органами власти регионов типовое программное обеспечение ведения информационных систем обеспечения градостроительной деятельности (ИСОГД). Это обеспечит потенциальных инвесторов необходимой информацией и существенно повысит прозрачность принимаемых градостроительных решений.

В рамках реализации приоритетного проекта действенным инструментом для увеличения объемов строительства и повышения доступности жилья в проектах комплексного освоения территорий стала подпрограмма «Стимулирование развития жилищного строительства».

В 2017 году получили поддержку более 60 проектов по строительству жилья в 32 регионах с объемом строительства более 6 млн. кв. метров. Ведется строительство 92 объектов социальной инфраструктуры: школ, дошкольных учреждений, поликлиник, а также 126 км внутриквартальных дорог.

На 2018 год Минстроем предварительно распределены средства федерального бюджета на строительство объектов инфраструктуры в рамках реализации уже 100 проектов жилищного строительства с плановым вводом жилья в объеме более 8 млн. кв. метров. Планируется строительство 123 объектов социальной инфраструктуры и 217 км внутриквартальных дорог.

Это позволит не закладывать стоимость инфраструктуры в цену квадратного метра жилья.

В результате увеличения объемов жилищного строительства и перечисленных мер поддержки произошло снижение цен на новое жилье: с 2012 года они снизились на 23% в реальном выражении, то есть, с поправкой на инфляцию.

Минстроем, совместно с АИЖК и экспертным сообществом разработана Стратегия развития жилищной сферы до 2025 года.

Цель, которую мы перед собой ставим, - повышение доступности жилья и увеличение предложения качественного жилья в комфортной среде.

Ключевая задача – сделать ипотеку доступной для более, чем 50% семей и выйти таким образом на уровень ведущих мировых стандартов. Это повысит спрос на новое жилье. К 2025г. планируется увеличить объемы жилищного строительства до 120 млн. кв. метров в год.

Предусмотрены меры по вовлечению в оборот земельных участков, которые позволят не только расширять города, но и эффективно использовать застроенные территории и пустующие участки внутри городских границ. До 25% нового жилья планируется построить именно в рамках реновации застроенных территорий, что, в свою очередь, будет способствовать выбытию старого жилищного фонда.

Кроме того, опираясь на опыт предыдущих лет, Правительство России разрабатывает сейчас постоянно действующий механизм расселения аварийного жилья.

Важнейшая составляющая Стратегии – формирование рынка арендного жилья.

Сегодня на федеральном уровне создана необходимая правовая база, появился новый тип арендного жилья – арендный дом, все квартиры в котором сдаются в аренду.

На текущий момент в 25 регионах построено 132 арендных многоквартирных дома, в том числе 66 многоквартирных домов для предоставления в некоммерческую аренду.

Арендное жилье из-за объективных макроэкономических причин не стало пока массовым продуктом, как это предусматривалось 600-м Указом. Анализ мирового опыта показывает, что в силу ограниченной доходности таких проектов успешное развитие некоммерческого арендного жилья невозможно без соответствующей бюджетной поддержки и создания стимулов для инвесторов, в том числе, стимулов налогового характера. Это наша задача на будущее.

Мы планируем строительство «доходных домов» с использованием механизма коллективных инвестиций. Предусмотрено создание нового типа паевых фондов – фондов арендной недвижимости. Арендное жилье будет строиться в крупных городах, а также для удовлетворения нужд компаний, осуществляющих масштабные промышленные и инфраструктурные проекты. Такая модель сейчас отрабатывается АИЖК, в том числе, совместно с компанией Роснефть в проекте «Звезда» в Приморском крае, совместно с Газпромом и Сибур Холдингом в проекте в городе Свободный Амурской области.

Ключевой момент – переход на более цивилизованные методы финансирования жилищного строительства. По Вашему поручению, Владимир Владимирович, Правительством разработан и в ближайшее время будет утвержден план перехода от привлечения средств граждан непосредственно застройщиками к проектному финансированию жилищного строительства.

Мы понимаем, что причинами возникновения тяжелой финансовой ситуации у многих застройщиков и появления проблемных объектов стали, в том числе, кризисные явления в экономике в прошлые годы. Но наша главная задача – защитить людей.

План предусматривает именно поэтапный переход от существующей модели к привлечению средств через банковские инструменты. Предусматривается переходный период, в течение которого застройщик сможет выбирать, по какой модели работать. Затем мы проанализируем, как предложенный механизм работает на практике, при необходимости откорректируем его и тогда сможем полностью перейти к проектному финансированию жилищного строительства.

С октября этого года начал работу государственный компенсационный фонд. Могу сказать, что на сегодняшний в фонд поступили взносы от 266 застройщиков из 65 субъектов Федерации (более 42 млн. рублей). Средства граждан, вложенные в эти проекты, теперь защищены государством.

В то же время Правительство помогает субъектам Российской Федерации решать проблемы людей, которые в предыдущие годы попали в сложную ситуацию, не оставляя их «один на один» с несостоятельными застройщиками.

Сегодня у руководителей регионов есть необходимые механизмы для завершения строительства проблемных объектов и выполнения обязательств перед гражданами, работа ведется по утвержденным планам-графикам. На федеральном уровне выполнение этих планов-графиков жестко контролируется.

В 2012-2017 годах на основании решений Правительственной комиссии по развитию жилищного строительства 14 тысяч гектаров переданы субъектам Российской Федерации, в том числе для решения вопросов пострадавших граждан.

Одновременно по поручению Председателя Правительства осуществляется модернизация системы контроля в сфере долевого строительства. Соответствующий закон уже рассматривается в Государственной Думе.

Комплекс мер Стратегии предусматривает развитие строительной индустрии – стимулирование внедрения новых и постепенный запрет на применение устаревших технологий и материалов.

Большая работа будет сделана в части нормативно-технического регулирования жилищного строительства. До конца текущего года и в 2018 году будут введены в действие своды правил по проектированию, строительству и эксплуатации жилых зданий.

Использование создаваемых сейчас банков данных проектов повторного применения и цифровых библиотек типовых элементов и конструкций позволит сократить сроки проектирования и экспертизы, повысить качество проектных решений.

Важным шагом является внедрение на этапе проектирования технологий информационного моделирования:сначала для зданий и сооружений, строящихся в рамках государственного заказа, затем это должно стать отраслевым стандартом. Это – одна из задач Стратегии.

Цифровая модернизация отрасли позволит повысить качество проектирования, строительства и эксплуатации объектов, снизить себестоимость строительства и повысить производительность труда, а также обеспечить эффективное управление на всех этапах жизненного цикла объекта.

В последние годы мы наблюдаем отчетливый тренд - люди хотят жить в комфортных, современных условиях. Это - вызов сегодняшнего дня.

Стратегия предусматривает переход к компактной и разнообразной квартальной застройке, созданию современной инфраструктуры при повышении роли общественных пространств и создании эффективной уличной среды (имеется ввиду, прежде всего, обеспечение приоритета пешехода и повышение транспортной связанности районов города). В 2018 году будут утверждены стандарты комплексного развития территорий, внедрение которых повысит качество планирования жилищного строительства.

Продолжая эту тему, добавлю, что по итогам Госсовета в мае прошлого года в 67 регионах главный архитекторнапрямую подчинен высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации.

Сегодня Минстроем совместно с ведущими отраслевыми ВУЗами и АИЖК ведется активная работа по созданию кадрового резерва архитекторов, которые будут направляться в субъекты Российской Федерации и крупные города.

Мы ожидаем, что реализация приоритетного проекта по формированию комфортной городской среды окажет дополнительный позитивный эффект на объемы жилищного строительства. Ежегодно с 2018 по 2020 год предусмотрено финансирование по 25 млрд. рублей в виде субсидии на поддержку региональных и муниципальных программ формирования современной городской среды.

Предлагаемые меры направлены на формирование нового облика городов и нового качества жизни наших граждан.