Михаил Мень выступил на заседании коллегии Министерства просвещения РФ

03 Июня 2019 года, 15:17
Михаил Мень выступил на заседании…

Текст выступления аудитора Счётной палаты РФ Михаила Меня на заседании коллегии Минпросвещения России «Об итогах работы Министерства просвещения Российской Федерации в 2018 году и задачах на 2019 год»

2018 год был для Министерства не простым: помимо реализации всех задач, стоящих перед Министерством, в том числе связанных с реализацией 204-ого указа Президента, проводились реорганизационные мероприятия. К сожалению, эту работу не удалось завершить вовремя, и мы надеемся на выполнение этой задачи в ближайшее время.

Коротко расскажу об основных проблемных вопросах, выявленных в ходе проводимых проверок.

Закончившаяся недавно проверка исполнения Федерального закона «О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» в Минпросвещения России установила расхождение результатов проведенных мероприятий в отчете о реализации госпрограммы «Развитие образования» и в отчете о реализации приоритетных проектов – одни и те же мероприятия в одном отчете исполнены, в другом – нет. Например, по данным отчета о выполнении приоритетного проекта «Доступное дополнительное образование для детей» не выполнены 10 контрольных точек, при этом 6 из них считаются выполненными по данным отчета о реализации госпрограммы.

Кроме этого, отсутствие информации Министерства науки и высшего образования Российской Федерации о реализации мероприятий госпрограммы, в том числе о достижении 26 показателей, не позволило в ходе проверки оценить эффективность реализации госпрограммы. При этом Министерство просвещения, как ответственный исполнитель госпрограммы, должно было истребовать у соисполнителей соответствующую информацию.

Все не выполненные в рамках приоритетных проектов мероприятия Министерство планирует реализовать в рамках национального проекта «Образование».

Также возникают вопросы к показателям, включенным в Федеральный план статистических работ со сроком предоставления информации до конца года, следующего за отчетным периодом. То есть ситуацию за 2019 год мы сможем оценить только в 2021 году, что не способствует оперативному принятию решений для повышения эффективности управления нацпроектом.

Я уже поднимал этот вопрос в рамках «правительственного часа» в ГосДуме в начале апреля, но учитывая, что к нам не поступила информация как планируется решить эту проблему еще раз напоминаю про нее.

В рамках национального проекта «Демография» должна быть решена задача по обеспечению 100% доступности дошкольного образования детей в возрасте до 3 лет. При этом при реализации нацпроекта предусмотрены мероприятия по созданию мест в дошкольных организациях для детей от 1,5 до 3 лет, и ничего не говорится про детей от 2 месяцев до 1,5 лет, которые также могут получать дошкольное образование. Таким образом, существуют риски, что потребность в местах, предусмотренная федеральным проектом, может оказаться заниженной. Кроме того, проведенный анализ показал, что расчетная потребность в местах в дошкольных организациях превышает на 64,7% планируемое к созданию количество мест для детей в возрасте до 3 лет, в том числе для детей в возрасте от полутора до трех лет – на 33,3%. Кроме того, учитывая данные демографического прогноза существующие темпы строительства школ по нашему мнению не смогут обеспечить выполнение задачи по односменному режиму обучения к 2025 году. Одним из вариантов решения этой задачи является использование механизма государственно-частного партнерства. Однако правовой акт, утверждающий целевую модель привлечения частных инвестиций на условиях возвратного финансирования, предусмотрено утвердить только к 1 января 2022 года - за два года до окончания нацпроекта. Учитывая сроки подготовительного этапа реализации капитальных вложений и строительный цикл объектов такого типа – это очень поздно, в такие сроки этот механизм уже не сможет стать достойной помощью в достижении целей нацпроекта.

Необходимо, как минимум форсировать принятие соответствующей нормативной базы, выработать четкие, понятные для бизнеса алгоритмы.

Также хочу отметить, что по итогам 2018 года Министерством освоено всего 85,9% выделенных средств и есть примеры, говорящие о том, что это связано не только с реорганизационными мероприятиями.

Так, из 73 соглашений на предоставление субсидий юридическим лицам, 41 соглашение заключено в декабре 2018 года, в результате кассовое исполнение составило 74,9 %.

Другой пример, ИТАР-ТАСС на создание специализированного канала общественно-политической направленности для детей 8-16 лет из 70 млн. рублей израсходовал 27,4 млн. рублей. Согласно отчету показатель «Создан спец.канал» достигнут на 40,6%.

Исполнение по проекту «Билет в будущее» составило только 68,1%, при этом регионы – участники проекта определены еще до утверждения правил отбора, о чем свидетельствуют анонсы мероприятий в интернете.

Аналогичная ситуация и с капвложениями. На реализацию федеральной адресной инвестиционной программы в 2018 году Минпросвещения выделено 11,7 млрд. рублей из которых израсходовано всего 7,6 млрд. рублей или 65%.

В заключение своего выступления хочу отметить, что на этот год у на запланировано несколько контрольных и экспертно-аналитических мероприятий в сфере образования, в том числе по мониторингу выполнения нацпроектов реализуемых под руководством или с участием Министерства просвещения, и мы надеемся на конструктивное взаимодействие Министерством в рамках этих проверок.